В 1951 году у табачного фермера из Вирджинии по имени Генриетта Лакс был обнаружен рак шейки матки. И это была не просто раковая опухоль, а неубиваемая.
Врачи обнаружили, что в ней находятся клетки, которые невозможно убить и каждые 24 часа их количество удваивалось. Однако самой Генриетте об этом ничего не сказали и некоторое время использовали ее для тестирования новых лекарств как подопытную морскую свинку.
Через несколько месяцев женщина умерла, однако опухоль извлеченная из ее тела, продолжала расти и вне его. Врачам эти "бессмертные" клетки известны под кодовым названием ХеЛа (HeLa) и их до сих пор используют для испытаний лекарств от рака и СПИДа.
С использованием линии HeLa были также получены препараты для больных, страдающих гемофилией, лейкозом, герпесом, СПИДом и различными видами онкологии, а число экспериментов, в которых использовались клетки Генриетты Лакс, вообще не поддается подсчету. Эти клетки даже отправляли в космос на советском спутнике в 1960 году. Таким образом специалисты изучали влияние невесомости и других космических факторов на деление клеток и их развитие. Сегодня на HeLa проводятся опыты по созданию препаратов для лечения болезни Паркинсона и лихорадки Эбола.
Подсчитано, что с 1950-х годов ученые получили 50 млрд тонн клеток HeLa. С их помощью тестируется чувствительность человека к косметическим новинкам, клею, химикатам и т. д. Через тридцать лет после смерти Генриетты учёные выяснили, что развитию рака шейки матки способствует вирус папилломы человека — и снова не без помощи HeLa. Клетки никому не известной темнокожей женщины двигали медицину вперёд и спасали жизни всех без разбора — и «белых», и «цветных».